"НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ СВОБОДЫ..." ПОЛНАЯ версия интервью Алевтины Зубовской еженедельнику "Проспект" Алевтина ЗУБОВСКАЯ -молодой, но уже довольно известный в нашем городе человек. Это она выступала в клубе “Бомба” вместе с другими поэтами и музыкантами, выпустившими самиздатовские сборники “Двадцатилетние” и “Совершеннозимние”. Это она, студентка медучилища, была единственной дамой среди участвовавших в осенней серии акустических концертов молодых 1 людей. Это она уже успела вместе с Валентином Рулевым организовать дуэт-группу “Few Joy” и прилично отыграть на астраханском рок-фестивале... Именно оттого, что она так много успела, и оттого, что Алевтина - человек явно не равнодушный, я и подошла к ней с вопросами. Расскажи о себе (все, что найдешь нужным: родился, женился, поступил, выступил, наступил на любимую мозоль… В общем, чтобы понять, как ты дошла до жизни такой). Родилась в солнечном Узбекистане, в Ташкенте, в семье художников. На любимую мозоль наступила сразу же, как только начала отличать музыку от всех остальных шумов, меня окружающих. Дома всегда присутствовало как минимум две гитары и два звуковоспроизводящих аппарата , и у меня есть смутное предположение, что о том, чем я стану, было решено уже внутриутробно. Потом, лет до 11, было просто много хорошей музыки, сопровождаемой папиными комментариями, и его отказ показывать мне аккорды. Объяснял тем, что учиться надо профессионально. В связи с этим поступила на курсы, где эзотерически настроенный и вечно пахнущий самогоном преподаватель по одному ему понятной методике обучал десятка два людей. Но аккорды мне всё же тайком от отца были показаны братом, в свои 17 лет продвинутым в рок-музыке и кикбоксинге (о, какое сочетание!) А когда мы в 95-м переехали в Астрахань с мамой, я поняла, что здесь, если впустую не щёлкать варежкой, можно информации почерпнуть куда больше и использовать её куда выгодней. К тому же мама всегда способствовала моему развитию. Инициатором создания первой, “экспериментальной” группы Breeze в 96-м году была именно она. Играли чужие песни, ужасно радовались, что получается воспроизвести почти точно.На мой взгляд, между понятиями “медицина” и “музыка” общее только то, что оба слова начинаются на “м” и заканчиваются на “а”. Что было в начале, и как тебе удается их совмещать (скрещивать, параллелизировать)? В начале было слово, и слово было “ЧЕЛОВЕК”. Для меня оно было тайной, которую хотелось вывернуть и посмотреть изнутри. Я не просто посмотрела, я научилась помогать этой тайне, когда ей плохо. А скрещивать два этих “М” нельзя – слишком уж они величественны сами по себе. Я их уважаю как две совершенно различные сущности, каждая делает своё. Что было в начале – стихи, проза, песни? Одно вытекало из другого? Первыми были стихи. Трагичные и наивные одновременно. Потом, вместе с умением держать в руках гитару, появились песни. Проза, пошатываясь, стала выходить позже всего, хотя успеха добиться хотелось и хочется именно в ней. Считается, что, чтобы писать, впечатлительный поэт всегда должен быть влюблен, все равно в кого – в мужчину, женщину, ребенка, птицу, дерево, погоду… Так ли это? И насколько влюбчива ты сама? И это верно, но для меня примешанная к любви горчинка куда более важна для создания чего-то нового. А насчёт влюбчивости – из десяти предложенных предметов или людей (или того и другого вместе) влюблюсь в восемь. Беззаветно, без памяти и ненадолго. Можно сказать, катастрофически ненадолго. Чего больше в твоих песнях – фантазии или истинно пережитых чувств (творчески переработанных, разумеется). Фантазии куда больше. Фантазии, чудесно рождаемые бытом, отчего они больше смахивают на истинно пережитые чувства и в какой-то мере ими являются. Вообще, все истинно пережитые чувства – всего лишь фантазии. Когда лучше пишется – когда ты счастлива или когда тебе трудно (не хочется говорить “несчастна”)? Насколько человек счастлив, настолько он зачастую и ленив. Есть исключения, разумеется, но я к ним не отношусь. Балансировать между полным плюсом и полным минусом мне приятней. Вот тогда и пишется. “Первая строчка - от Бога, вторая – от вдохновения. Все остальное – тяжкий труд”. Это так? У меня первая строчка – от Бога и Вдохновения, что для меня одно и то же. Последняя строчка – тяжкий труд. А вот что между ними – понятия не имею. Какое-то забытьё, которое кончается после удара головой о последнюю строчку. Многие, наверное, скажут сейчас: “Ну, в ее возрасте я тоже писал, тоже был безумно талантлив, затем все само собой умерло в житейской суете”. Ты этого не боишься? Что для тебя значит твое творчество? Моё творчество выросло из этой житейской суеты. Растения после смерти тоже падают на породившую их землю. Ничего, чудный перегной выходит. Деревья живут дольше других растений. Есть надежда, что моё творчество походит больше на дерево. И значит оно для меня столько же. Когда оно зелёное, тень и жизнь даёт – хорошо мне. Радостно. Вот и ухаживаю, окапываю по весне, от пожаров берегу и наводнений. Могу уехать надолго – так всё равно без присмотра не оставляю его – друг всегда доглядит, не даст в обиду. Опять же вернусь к несоответствию: поэт – человек “не от мира сего”, а медик – наоборот, его задача реально смотреть на вещи, фантазия ему только вредна. Ты в учебное время твердо стоишь на земле, а в свободное – уносишься в заоблачные дали? Скучаю я без фантазии. Наверно, я больше поэт, чем медик. А на земле я стою твёрдо всегда, да вот то ли земля у меня под ногами порой проваливается, то ли ещё что, только швыряет по жизни нещадно. Не успеваю сообразить, что кричать – “ура” или “караул”. Ошибаюсь, но чаще вылетает “ура” – оно и короче. Что для тебя значит слава, публика, успех?… Однажды я слышала фразу: “Лавры Дягилевой и Башлачева не дают ей покоя…” Это так? На самом деле, эти лавры ничего, кроме покоя, дать не могут. Грустный этот покой, неспокойный. А насчёт этих слов... можно сделать так: = “самоутверждение”. Банально, я знаю. Но, видимо, есть люди, для которых это имеет вес. Нынче (впрочем, как и много лет назад) со всех сторон слышится: “Молодежь бездуховна. Ей ничего не надо, кроме собственного комфорта”. Ты согласна? Собственному комфорту как таковому говорю ДА, но сытому хрюканью в тёплой луже – НЕТ. А без собственного роста комфорт – всего лишь лужа. Всегда (и не только среди молодёжи) были те, кто развивается духовно, и те, кому это делать лень. И те, кто делает вид, что ему лень. А может, человек своим идеалом и непреходящей ценностью сделал Деньги. По-своему он духовен: ведь он стремится к тому, чтобы их было много. Что для тебя в жизни главное? (К примеру - дружба, любовь, преданность, творчество, свобода, семья… и т.д.) Всё в какой-то мере, но ничего важнее свободы. Внутренней свободы – от дружбы, любви, преданности, творчества, семьи, свободы и так далее. Пока мне больно, когда эти великие вещи дёргают меня за ниточки-привязи (несомненно, очень святые) – я несвободна. Пусть процветает всё вместе взятое. Но без привязок. На твой взгляд, что важнее для того, чтобы сочинить хорошее произведение – чувство или умение его выразить в словах, музыке, в ритме и рифмах? Умение. Иногда наблюдала, как замечательные проекты без него становились всего лишь кучей кирпичей так и не воздвигнутой башни. Вся соль в каменщике. А точней, в том, есть он или нет. Пьян он или трезв. Акустические концерты в нашем городе редки, и публика, и музыканты больше ценят “электричество”. А вот в других городах находятся слушатели и исполнители и для того, и для этого. Чем же мы от них отличаемся, как ты думаешь? Самое простое, что в голову приходит – надо, наверно, чаще эти акустические концерты устраивать. Я не говорю, что молодёжь станет сплошь вегетарианской, но всё же задумается о том, что кроме “мяса” есть ещё и “редкие фрукты”. Ну и последнее: все, что ты хочешь сказать потенциальным читателям твоего интервью (а в перспективе – твоим слушателям). Не стреляйте в музыканта – он играет, как умеет. Беседовала Наталья Ахинеева. |
|